![]() ![]() |
| |||
![]() |
Обучение навыкам самообслуживания, поведения,ориентации в ближайшем социуме, общениюДанный раздел направлен на развитие у детей навыков самообслуживания, на воспитание у них навыков адекватного поведения в обществе, на повышение активности и уровня коммуникабельности. Такие знания, умения и навыки в значительной мере обеспечивают самостоятельность, независимость от окружающих и их помощи в повседневной жизни. Занятия проводятся в специально организованном кабинете, оснащенном пособиями, дидактическими материалами, натуральными предметами обихода или их образцами (телефонный аппарат, часы), наборами посуды, одежды. Сюжетные игрушки (кукла, мишка, зайчик), подобранные с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, позволяют включать его в сюжетные игры «Умываем Катю», «Готовим обед», «Собираемся на прогулку», «Уложи мишку спать». Обучение навыкам самообслуживания строится по нескольким направлениям.Первое направление – формирование навыка приёма пищи.Дети учатся различать и называть разную посуду, продукты питания; учатся правильно держать ложку и зачерпывать ею пищу; пользоваться вилкой, ножом; пить из кружки, вытирать рот салфеткой; сервировать стол; соблюдать культуру поведения во время еды. При обучении навыкам приёма пищи детей с детским церебральным параличом, особое внимание уделяется правильному положению тела ребенка во время кормления и, при необходимости, подбору адаптивной посуды. Родителям даются консультации, как помогать управлять ртом ребенка во время еды и питья, как контролировать слюнотечение и пр. Второе – формирование гигиенических навыков.Дети знакомятся с предметами санитарии и гигиены (мыло, полотенце, зубная щётка, расчёска и др.); учатся умываться, соблюдая определённую последовательность, открывать и закрывать кран, мыть руки мылом, пользоваться своей зубной щёткой, знать своё полотенце, вытираться им и вешать на крючок. При необходимости используются пиктограммы. Для детей с нарушенной функцией движения кисти или неразвитой мелкой моторикой применяются вспомогательные средства реабилитации (специальные насадки на кран, мыльница с магнитом, приспособления для удержания зубной щётки или расчёски и др.) Третье направление – формирование навыка одевания и раздевания.Дети учатся смотреть на себя в зеркало, друг на друга, показывать и называть одежду (на себе, в шкафчике, разложенную на стуле); определять порядок и непорядок в одежде; соотносить одежду по различным признакам (одежда для сна, обувь для дома и т.п.); раздеваться и одеваться в определенном порядке; расстёгивать и застёгивать различные застёжки на одежде и обуви (пуговицы, молнии, ремни и т.п.), шнуровать ботинки, развязывать и завязывать шнурки на узел и бант. Родителям детей с тяжелыми двигательными нарушениями даются советы, как удобнее одевать ребенка и как избежать неправильных способов одевания, которые усугубляют непроизвольные движения и изменения мышечного тонуса, а также какую удобную одежду выбрать и какие приспособления могут помочь для того, чтобы ребенку было легче одеваться или раздеваться самостоятельно. Социально - бытовое ориентирование включает в себя изучение следующих разделов:
Изучение раздела «Мой город» предполагает ознакомление с объектами ближайшего окружения. Дети изучают назначение различных зданий – жилых, административных и т.д. С помощью фотографий, фильмов знакомятся с памятными местами, парками, заводами. При изучении раздела «Транспорт», дети учатся различать наземный, водный и воздушный транспорт, пассажирский и грузовой. Знакомятся с правилами дорожного движения и поведения пешеходов и пассажиров. Дети учатся распознавать световые сигналы светофора, различать дорожные знаки, указатели остановок транспорта; действовать согласно указаниям: «Стой!», «Иди!». В разделе «Магазины и предприятия службы быта» дети знакомятся с деятельностью предприятий торговли (магазин, киоск, рынок) и службы быта (парикмахерская, ремонтная мастерская и др.). В ходе сюжетно-ролевой игры дети знакомятся с правилами поведения «продавца», «покупателей», изучается последовательность действий. Дети учатся называть продукты, узнавать их цену, покупать. Особое внимание уделяется умению пользоваться телефоном. Дети учатся набирать номера домашнего телефона и служебного телефона родителей, а также номера телефонов экстренного вызова (01, 02, 03, 04); правильно вести телефонный диалог на разные темы: «Учебные дела», «Здоровье родных», «Поздравления с праздником», «Вызов скорой помощи» и т.п. Большой шаг на пути к независимости – научиться определять время. Дети учатся не только определять время по разным часам (с циферблатом, электронным), но и знакомятся с историей: как же люди придумали часы? Уже с дошкольного возраста мы развиваем у детей чувство времени: учим определять и чувствовать определенные отрезки времени. Одно из важнейших условий, способствующих социальной адаптации детей, является формирование у них умения общаться: связно и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложения о помощи; внимательно выслушивать ответы; благодарить за ответ, услугу; пользоваться формулами речевого этикета; соблюдать очередность в разговоре. Отдельное направление – основы правовой грамотности. Мы показываем подростку с ограниченными возможностями здоровья весь диапазон его прав, учим тем способам общения, которые он может использовать при решении каких-то проблем. Кроме того, делается попытка к формированию активной гражданской позиции ребенка.
| |||
Реабилитационный центр г.Березники
(3424) 25-14-17 (3424) 23-19-76 Создание сайта - "Интернет проекты" ![]() |